Бородина Ирина Юрьевна
Индивидуализация детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОИндивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования: -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) -поддержка инициативы детей в различных видах деятельности -возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) . Цель педагога: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности. Задачи педагога: -формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах; -индивидуализация образования каждого ребенка; -формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий; -формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром; -стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности; -создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы; -формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности; -создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов; -разработать систему ППС индивидуального сопровождения ребенка; -развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей. В своей группе мы стараемся создать условия для осуществления индивидуализации: 1) обеспечиваем эмоциональное благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное относимся к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддерживаем детскую инициативу детей и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Этому способствует оформление разных зон в группе для свободного выбора ребенком индивидуальной или совместной деятельности; 3) создаем условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. развиваем коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развиваем умения детей работать в группе сверстников; 4) способствуем построению вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействуем с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Мы стараемся расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости. Механизмы организации воспитателем индивидуализации детей: 1. Диагностика способностей и склонностей ребенка; 2. Специально организованные занятия в самостоятельной деятельности и группе сверстников. 4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера, 5. Совместная познавательная деятельность. Результаты индивидуализации ребенка: 1. Диагностика способностей и склонностей ребенка 2. Детское портфолио 3. Детские проекты 4. Родительско – детские проекты 5. Презентация продуктов детской деятельности, выставка детских работ. Освоение деятельности предполагает восхождение ребенка от уровня узнавания деятельности к уровню творческого исполнения (основа для анализа результатов мониторинга): Уровень А— проявляет интерес, просит взрослого повторить показ деятельности: Уровень Б — выполняет деятельность с помощью взрослого: Уровень В— действует самостоятельно. Уровень Г— творческое выполнение Модель деятельности ребёнка 1. Что хочешь сделать? (Формулировка замысла — цепи и мотива.) 2. Из чего или на чем? (Выбор предмета или материала для преобразования.) 3. Чем будешь делать? (Подбор орудий или инструментов преобразования.) 4. В каком порядке? /Система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом.) Способы поддержки детской инициативы :самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; развивающие и логические игры и упражнения; музыкальные игры и импровизации; речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; самостоятельные опыты и эксперименты и др.; проектной деятельности детей; Что я задумал сделать? Из чего буду делать? Чем буду делать? У меня получилось то, что я задумал.персональные выставки; ритуал празднования дня рождения; поддержка способностей ребенка (участие в спортивных, музыкальных, поэтических, изобразительных и других мероприятиях и конкурсах); создание атрибутов к праздникам, мероприятиям, событиям детского сада; преобразование предметно-пространственной среды группы детского сада Предметно-пространственная среда по ФГОС ДО Организация пространства осуществляется по тематическому принципу. Элементы среды размешаются бессюжетно, что позволяет гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы. Предметы— прежде всего, носители культурно-исторического опыта. Из них в разных местах группы созданы уголки: «Уголок транспорта», «Экологический уголок». «Уголок театра», «Уголок экспериментирования» и т.п. Ребенок может задумывать по своей инициативе тот пли иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. Организация пространства систематически меняется в соответствии с сезоном, видом деятельности, которым занят ребенок, количеством участников деятельности. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Пространство легко трансформируется, согласно замыслу педагога пли желанию детей. Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов: (красота, мастерство исполнения, удобство использования, сочетаемость с другими элементами). В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. 13 декабря 2016 в 21:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.